Обзор козлового крана
Козловые краны относятся к мостовому виду грузоподъемного оборудования, и представляют собой мост, который закреплен на двух парах опор с помощью болтовых соединений. При этом крановые опоры имеют одну либо две стойки и перемещаются по направляющим рельсам на бетонном фундаменте.
Козловой кран может совершать три типа прямолинейных рабочих движений: сам кран перемещается по подкрановым путям; по ферме или балке поперек крана двигается грузовая тележка; рабочий орган (грейфер, крюк, магнит) перемещается вверх и вниз. Соответственно, при помощи козлового крана можно перемещать груз в любое место прямоугольной площади с длиной равной длине подкранового пути и шириной равной пролету крана и рабочему вылету консоли.
Козловые краны в силу своих конструктивных особенностей получили наибольшее распространение на складах, открытых площадках производственных цехов, при монтаже сборных зданий, а также в судостроении и гидростанциях.
Устройство козлового крана
Конструктивно козловой кран имеет несколько основных элементов.
Мост представляет собой пространственную конструкцию разнообразной формы в зависимости от варианта исполнения. Пролет моста может иметь одну или две консоли или не иметь их совсем.
Опоры могут быть одно- или двухстоечными. Они устанавливаются на рельсы, по которым происходит перемещение крана. Рельсы имеют небольшие зазоры для теплового расширения при длительной работе установки.
Кабина оператора располагается в консоли вместе с подъемно-силовыми установками, редукторами и другим оборудованием.
Тележка в козловом кране предназначается для непосредственного перемещения грузов. Она имеет прочную конструкцию. Снабжается редукторами и двигателями.
В качестве устройства подъема применяется крюк, грейфер иди сходное оборудование в зависимости от типа захватываемого груза. Для повышения тяговых характеристик оснащается полиспастом. Также может использоваться магнитный захват в металлообрабатывающих предприятиях.
Механизм перемещения козлового крана
Для перемещения козлового крана используется конструкция, состоящая из подкрановых путей и непосредственно системы перемещения крана, в которую входит двигатель и тормозная система.
Подкрановые пути представляют собой прочную бетонную конструкцию, на которой установлены рельсы. Поскольку козловой кран имеет большой вес, то фундамент под ним должен обладать повышенным показателем надежности. Зачастую в качестве основы применяют бетонные или деревянные шпалы.
Железо-бетонные шпалы имеют большую стоимость, чем шпалы из дерева. Но их легче устанавливать и обслуживать, они надежнее и долговечнее. Благодаря этому бетонные конструкции получили широкое распространение. Деревянные шпалы, как правило, используют в течение двух-трех лет и заменяют.
Сложное устройство подкрановых путей обусловлено большой нагрузкой, которую они воспринимают при эксплуатации крана. Основным элементом, помимо рельс и шпал, является балластная призма. Она представляет собой специальную насыпь, которая служит своеобразным амортизатором.
Рельсовые пути имеют тупиковые упоры, которые устанавливают во избежание схода крана. Кроме того, каждый подкрановый путь оборудуется выключающей линейкой. Это устройство, приводящее в действие концевые выключатели.
Механизм подъема грузов козлового крана
Механизм подъема состоит из лебедки, тележки и вспомогательных устройств.
Грузовые тележки могут быть монорельсовыми либо двухрельсовыми. Монорельсовые модели используют для движения один рельс. Подвеска конструкции имеет сферические опорные элементы. Это необходимо для уменьшения изгибающего момента, который воздействует на монорельс.
Двухрельсовая модель перемещается по направляющим, которые уложены на нижние пояса балок. Рама такой тележки во избежание перекосов имеет три опоры.
Грузовые тележки используют совместно с лебедками. В этих случаях шарнир для соединения закрепляется на поперечной балке с колесами. Это позволяет снизить высоту тележки. Для оптимизации компоновки оборудования на раме используют специальные редукторы.
Лебедки для поднятия грузов обычно изготавливают с нарезным барабаном или канатоведущим шкивом. Нарезные модели имеют большие показатели надежности, но достаточно габаритны и обладают большим весом.
Преимущества козлового крана
Высокая грузоподъемность при относительно простой конструкции делает данный вид кранов наиболее простым решением при работе с крупногабаритными и тяжелыми грузами.
Эксплуатационные затраты козлового крана не намного выше аналогичных у мостовых кранов.
Высокая универсальность козловых кранов обусловлено множеством моделей и модификаций.
Недостатки козловых кранов
Мертвые зоны между ног крана сужают зону перемещения груза.
Высота подъема груза ограничена высотой ног крана, при этом чем больше высота подъема, чем дороже кран.
Козловые краны чувствительны к ветровым нагрузкам.
Высокая сложность эксплуатации и механизмов по сравнению с мостовым краном, что связано с их частой эксплуатацией на открытых площадках.
Большая стоимость перевозки крана до места сборки по сравнению с мостовыми кранами. Монтаж также отличается повышенной сложностью и требует привлечения бригады рабочих.