Разработка проектов КМ/КМД
Сегодня металлоконструкции нашли широчайшее применение во всех отраслях строительства и промышленности. Между тем, процесс их производства является весьма сложным и состоит из нескольких этапов. Перед тем, как приступить к непосредственному изготовлению металлического конструктивного элемента, требуется его спроектировать.
Проектирование металлических конструкций выполняется в два этапа.
Первый этап – это проект КМ (конструкции металлические). На этой стадии проектирования выполняется разработка архитектурно-строительных чертежей, включающих разрезы, планы и др. Кроме этого, выбираются ограждающие конструкции, необходимые расчеты.
Проект КМ включает в себя компоновку каркаса сооружений и зданий, увязку габаритов с учетом технологических процессов и оборудования, узлы и сопряжения элементов. В пояснительной записке имеются конструктивные и статические расчеты. Первые определяют размеры сечений элементов конструкций, а статические – определяют усилия. Для сложных металлоконструкций также требуется выполнение динамических расчетов и проведение оптимизации, то есть определение наилучших параметров и габаритов конструкций.
Вторая стадия – это разработка чертежей КМД (конструкции металлические деталировочные). В отличия от проектов КМ, на данной стадии чертежи прорабатываются более подробно и детально, чтобы по ним на технологической линии было возможно изготовить детали будущей конструкции и далее произвести укрупненную сборку на строительной площадке.
Комплект чертежей КМ включает в себя следующие части:
- Общая информация.
- Данные о нагрузках и прочих воздействиях на конструкции.
- Сведения о нагрузках на фундаментные основания.
- Чертежи общих видов конструкций зданий и сооружений (при необходимости).
- Схемы расположения элементов конструкций.
- Чертежи элементов конструкций.
- Чертежи узлов конструкций.
- Спецификаций металлопроката и изделий.
- Прочие расчета.
Для проведения всех расчетов используются нормативы, разработанные специализированными проектными институтами.
Комплект чертежей КМД содержит в себе следующие части и разделы:
- Заглавный лист с общими данными.
- Чертежи монтажных схем.
- Чертежи монтажных узлов.
- Чертежи отправочных элементов.
- Прочие дополнительные чертежи (при необходимости).
Особенности разработки чертежей КМД
Правильное определения объема работ. Для этого требуется подробно изучить чертежи КМ. При этом специалистам необходимо перенести все указания и требования конструкторов в рабочий проект КМД. Требуется составить спецификацию металлического проката, а также сопутствующих конструкционных материалов, из которых будет изготавливаться металлоконструкции. Также в этом документе определяются возможности, последовательность и способы изготовления конструктивных элементов. После этого разрабатывается план работ и утверждаются сроки сдачи конструкторской документации.
Учет технологичности конструкций. Данный вопрос включает в себя конструкторские решения о делении металлоконструкции на отправочные марки. Лучше всего, если конструкции имеют наименьшее количество отправочных элементов при их наибольшей длине с максимальной степенью заводской готовности.
В зависимости от площади сборочного участка цеха и грузоподъемности мостовых кранов, а также возможностей для транспортировки определяются габариты и масса отправочных единиц. При этом зачастую выполняется членение металлоконструкции. В таких случаях в конструкцию закладываются монтажные стыки.
Аналогичным образом рассчитывается технологический маршрут производства, который включает в себя обработку заготовок, непосредственно производство деталей, сборку, сварку, окрашивание, маркировку, упаковку и отгрузку. Также требуется подготовить сборочные чертеж элементов и их отдельных узлов. Для максимального сокращения рабочих операций на технологической линии детали унифицируют.
Конструирование соединений. Обычно на стадии КМ проектировщики закладывают сварные и болтовые монтажные соединения деталей, однако эти решения далее меняться в соответствии с имеющимися сварочными материалами, метизами и технологическими особенностями производства. В этом случае выполняется перепроектирование на основе реальных условий.
В случае со сварными соединениями требуется рассчитать нужную длину и толщину катета сварного шва соответственно нагрузкам, принятым в КМ. Исходя из нормативных документов подбираются сварочные материалы и выполняется конструирование деталей с учетом удобства их провара. Во время проектирования болтовых соединений определяется длина болтов, их количество, а также количество и вид гаек и шайб, после чего составляется ведомость метизов на металлоконструкцию.
Соблюдение условий прочности. На стадии проектирования КМ закладываются только основные решения для обеспечения прочности и устойчивости конструкции, а неответственные узлы не прорабатываются. В связи с этим конструкторам КМД необходимо разрабатывать данные узлы самостоятельно. При этом учитываются все действующие на узел и внутри него нагрузки, рассчитываются сварные швы, подбираются размеры и толщины фасонок, диаметры болтов и пр.
Соблюдение соответствия конструктивных решений расчетной схеме. При выполнении проектов требуется принимать решение, наиболее соответствующие расчетной схеме. Однако, в случае, если точно следовать схеме невозможно, на стадии КМД проектировщики должны выявить эти места и учесть их при конструировании.
Меры по повышению долговечности конструкций. На стадии КМД учитываются особенности узлов металлоконструкции влияющих на ее долговечность. Так, при выполнении деталировочных чертежей требуется не допускать появления неплотностей и зазоров где может скапливаться влага. Также необходимо предусмотреть герметизацию полостей, которые нельзя подвергнуть антикоррозийной обработке. В проекте должны быть указаны способы грунтовки и окраски, а также обозначены месте, где окраска не предусмотрена.
Учет технологичности монтажа. На этом этапе проектировщики оценивают металлоконструкции а соответствие требованиями монтажных организаций (соответствие габаритов, массы, возможность кантовки и пр.).
Экономичность конструкций. При выполнении проектов КМД детально прорабатываются технологические карты для оптимального раскроя материалов и использования «делового возврата». Таким образом достигается минимальная себестоимость производства конструктивных элементов.
Наша компания выполняет заказы на проектирование КМ/КМД металлоконструкций любой сложности. Мы давно работаем на рынке и готовы предложить наиболее выгодные условия для сотрудничества.